Рекомендации педагога – психолога родителям ребенка с особенностями развития
· дать почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости;
· не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите делать его полезным и содержательным;
· не покидайте ребенка, когда он теряет над собой контроль, находитесь рядом;
· умейте выслушать ребенка и понять его;
· искать повод для похвалы, особенно спустя некоторое время после наказания;
· нельзя угрожать и шантажировать детей, так как в какой-то момент это перестает действовать, и Вы будете не убедительны и бессильны;
· четко дифференцировать понятие « хорошо», « плохо», « надо»;
· не создавать напряжение во взаимоотношениях, не угрожать;
· хвалить за самостоятельность, стимулировать личную ответственность;
· содействовать повышению самооценки, уверенности в себе;
· не допускать несдержанность, грубость в адрес ребенка;
· создавать условия для здорового образа жизни;
· создать психологический комфорт (терпеливое, заботливое и любящее отношение);
· избегать выставлять ребенка перед присутствующими в невыгодном свете;
· устранять ситуации вынужденного одиночества, поощрять разносторонние общения, двигательную активность;
· не допускать любых нарушений этических норм;
· не предъявлять непосильных для ребенка требований;
· обучать его умению общаться, выражать свои чувства, понимать чувства и состояния других;
· внимательно контролировать социальную среду ребенка;
· не допускать нахождения в позднее время суток в общественных местах без сопровождения взрослых;
· уметь понимать крайнюю изменчивость настроения, которое легко меняется в зависимости от обстоятельств;
Рекомендации педагога социального для родителей ребенка с особенностями развития
В общении с ребенком
■ Всегда помните: ваш ребенок — это личность со своими достоинствами, надеждами, мечтами, правами.
■ Не пытайтесь найти «проявления синдрома» в поведении ребенка, его эмоциях. Ваш ребенок может проявлять свои чувства, так же как и любой другой ребенок.
■ Помните, что основные потребности вашего ребенка ничем не отличаются от потребностей любого другого ребенка.
■ Постарайтесь, чтобы нужды вашего ребенка не заслонили потребности всех остальных членов семьи. Ваша семья должна быть гармоничной.
■ Помните, что ребенок с особенностями в развитии не должен всецело занимать вашу жизнь. Не относитесь к нему, как к «кресту», который нужно нести.
■ Ребенок с особенностями в развитии нуждается в любви своих родных и всегда отвечает им тем же!
В общении с другими людьми
■ Никогда не принимайте ни от друзей, ни от специалистов утверждений, которые звучат «Они все такие». Настаивайте на том, что навыки и особенности вашего ребенка должны развиваться индивидуально.
■ Старайтесь отвечать спокойно и с достоинством на пристальные взгляды посторонних.
■ Старайтесь не стесняясь, отвечать на вопросы друзей и чужих.
■ Заводите новых друзей, чтобы и вы, и ваш ребенок чувствовали себя более комфортно.
■ Постарайтесь понять, что люди имеют большие или меньшие навыки в выражении сопереживания, участия в других людях.
■ Используйте Интернет-сайты для переписки и обмена мнениями с такими же семьями.
В общении со специалистами
■ Спросите человека, который вам советы в связи с заболеванием ребёнка, где он получил информацию, какой опыт непосредственно у него в воспитании ребёнка.
■ Настаивайте на том, чтобы специалист, дающий информацию о заболевании ребёнка, делал это одновременно для обоих родителей и тех родственников, которых родители считают нужным об этом проинформировать.
■ Не позволяйте людям давать вам советы на ходу, это должно быть в приватной беседе, в удобном для разговора месте.
■ Постарайтесь понять, что в точности никто не знает, что именно сказать вам и как наилучшим образом помочь, поэтому:
— задавайте любые вопросы относительно своего ребенка, даже если они кажутся вам тривиальными;
— попросите познакомить вас с родителями других таких детей, чтобы поговорить о том, что они чувствовали, когда в их семье родился ребенок, и что чувствуют сейчас, если вам это кажется нужным;
— обсудите со специалистом, что для вас представляет наибольшие сложности, и попытайтесь совместно найти решение.
■ Помните, что родители всегда являются экспертами в вопросах, касающихся их собственного ребенка.
Кроме того, вы можете нуждаться в том, чтобы поделиться чувством горя, разочарования, шоком, который испытали в связи с поставленным вашему ребенку диагнозом. Не стесняйтесь своих чувств, какими бы они ни были, и найдите человека, с которым бы можно было ими поделиться.